Аl.V: космос русской электроники

Al.V (Александр Воронин) – томский музыкант, композитор и мультиинструменталист. Окончил Томский областной колледж культуры и искусств (ныне ГКСКТиИ), оркестровое отделение по специализации труба. Помимо этого, музыкант владеет такими инструментами как гитара (акустическая и электрическая), балалайка, синтезатор, ударные и многими другими.

Александр Воронин является исполнителем и автором проекта Al.V, в рамках которого выпустил два сольных альбома "Сириус-311" (2015), "Fairy Tales and Heathen Dances" (2016). Работает в жанрах ретровейв и синти-поп. Релизы музыканта отличают концептуальность, разнообразие и эклектика. 


Приятно встретиться уже не в студенческом оркестре колледжа, а как состоявшиеся профессионалы (шучу-шучу). Саша, расскажи, с чего началось твое погружение в музыку?

Все начиналось как у любого музыканта классически: мне было семь лет, когда я услышал "The Sun Always Shines on TV" группы A-ha. До этого я музыку слушал, любил, но заниматься самому как-то не хотелось. Как любой советский ребенок, я в детстве хотел стать космонавтом.

Поэтому твой первый альбом – он о космосе.

Ну не совсем о космосе (улыбается). Астрономия меня интересовала, конечно, но не до такой степени, чтобы становиться… таким как Брайан Мэй. А "Сириус-311" – это монофоническая радиола, еще старая, ламповая. В детстве я переслушал на ней очень много пластинок. В то время казалось, что она звучала просто волшебно, помимо того, что там была еще и подсветка – почти цветомузыка, которая в темноте светилась разноцветными огоньками. Ну и такая электронная музыка еще со времен Дидье Маруани считается "космической", так что спорить с этим просто не имеет смысла.


И все-таки, почему именно "Сириус-311"?

Собственно из этой радиолы я сделал первый свой усилитель, на котором пробовал играть музыку. Радиола тогда полностью отвечала всем требованиям: это был ламповый полностью тракт, и у динамика была та частота, которая нужна для гитарного комбо. Прямо идеальный handmade для гитары, которая досталась мне от моего дяди. А надо сказать, что это была середина 90-х, и в магазинах ничего не было. И пришлось делать все самому, в том, числе и восстанавливать гитару.

Расскажи об этом подробнее. В смысле, об инструменте и как ты его восстанавливал.

Это был почти Gretsch, почти White Falcon! Шучу, это была совсем простая гитара. Как она называлась в то время, ленинградская адаптированная акустика. На инструменте размещали два звукоснимателя, и получался гард, дальше он приклеивался на гитару, и тогда можно было играть. Правда, совсем немного, потому что эта полуакустика не работала. И сначала пришлось этот инструмент восстанавливать. Перемотать звукосниматели, напаять себе дисторшенов-овердрайвов – в общем, активно увлечься радиоэлектроникой.

Это увлечение радиоэлектроникой в жизни еще чем-то помогло?

Почти. Мы с одноклассником пошли на подготовительные курсы в ТУСУР, и там после двух-трех занятий я понял, что мне это совершенно не интересно. То есть, в радиоэлектронике меня интересовала исключительно та часть, которая относилась к электрогитарам, аппаратуре в общем, к музыке.

И тогда же тебе пришла идея записать альбом в стиле electronic? 

Это было немного раньше, это был конец девяностых – начало двухтысячных, и тогда мне было не на чем записывать придуманные композиции. Нужны были какие-то бешеные деньги на аренду в студии звукозаписи или на то, чтобы найти оборудование, которое требовалось… Но я нашел выход из положения, и начал просто записывать музыку нотами. И уже тогда, кстати, видел этот проект частично электронным, вместе с "живым" звучанием. Но материал, как мы видим, годами ждал своего релиза. 

Несмотря на это, в "Сириус-311" некоторые треки это прямо дискотека девяностых.

Я рад, что мне удалось передать атмосферу столько лет спустя. С другой стороны, ретровейв здесь пришелся очень кстати. Хотя, когда писал, я вообще не думал об этом направлении. Изначально на альбоме подразумевалась эклектика, и все получалось как бы само собой. Однако когда я выложил свой первый альбом во "ВКонтакте", и одна из групп, занимающаяся распространением ретровейва, запостила мой релиз у себя. И мне пришлось с этим согласиться. Хотя на самом деле проще называть это электронной музыкой, поскольку там присутствуют элементы разных жанров.

Кстати, по поводу "ВКонтакте". VK Musicians – официальное сообщество "Музыканты ВКонтакте" публиковали оба твоих альбома.  

Да, я отсылал им получившиеся треки. C первым релизом пост вышел быстро. А второй – пришлось немного подождать.



Наверное, админы группы оценивали концептуальность твоей второй пластинки. Ты сказал, что изначально записывал свои композиции нотами. У тебя до колледжа была какая-то музыкальная подготовка?

Я учился в школе по классу общего фортепиано всего два года. И потом при поступлении в колледж это отчасти помогло. Но, тем не менее, на классическую гитару меня не взяли, а тогда был недобор на балалайку, и я выбрал ее. Потом через год я перешел в класс трубы. Но пришлось в течение учебного года сдавать экзамены и зачеты сразу по двум инструментам. И мне повезло!

Не совсем уверена, что это простое везение… Давай вернемся к твоим альбомам.  Кто делает такие концептуальные обложки для твоих пластинок?

Обложки делаю я сам. Правда, это очень долгий процесс, поскольку я не дизайнер. Идеальный вариант, когда художник или дизайнер рисует обложку, но пока приходится только так.
Сказать, что я потрясена – значит, ничего не сказать. С другой стороны, все твои релизы идейно продуманы, поэтому меня не удивляет. Расскажи о своем втором альбоме "Fairy Tales and Heathen Dances" . Почему именно "Языческие танцы"?

В этом альбоме сошлись наудачу все мои интересы: электронная музыка, язычество. Эта пластинка уже не ретровейв, а, скорее, синти-поп с этническим звучанием. В отличие от первого альбома, в котором были просто готовые композиции, с которыми я не знал, что делать, с этим диском я уже осмысленно подходил к релизу. Правда, когда это было это все закончено, мне так и хотелось назвать это все "Временами года".

Да-да-да, в треке "Зима" прямо звучит русская поэзия – Пушкин, Некрасов, Есенин.

Спасибо за такой комментарий, значит все – удалось.

В твоих треках прямо чувствуется этакая "древнерусская тоска". Это русский народный оркестр повлиял?

Наверное, игра в русском народном оркестре не прошла даром (улыбается). Я не могу на самом деле ответить на этот вопрос, откуда эта древнерусская тоска… Меня всегда интересовало в религиозном отношении славянское язычество. Увлечение этим и музыкой дало какой-то неожиданный результат даже для меня. 

Изначально у всех композиций второго альбома была только общая тема. Многие треки имели текст, но за давностью лет они показались мне глупыми, и их пришлось удалить, оставив лишь один инструментал. 

Кстати о треках второго альбома. У тебя там отличное стилистическое разнообразие, но особенно выделяется "Vila". Как дошел до таких глубин восточнославянской мифологии?

Придумать можно с десяток причин, почему и как. На самом деле не было ничего логически выверенного в выборе названия, использовании подчеркивающих национальную принадлежность технических средств и т.п. Все сложилось само по себе. Скажем, когда-то я читал книгу Александра Кондратьева "На берегах Ярыни" – там про нечисть и других персонажей славянских мифов. И, видимо, как-то запал образ в душу. Чтобы не называть композицию русалкой, я выбрал "Vila". И взял для нее опять же интуитивно так называемую цыганскую гамму, характерную для балканских стран (т.е. там, где Вила и присутствует в фольклоре). К слову, я побаивался, что в это название будут добавлять вторую "L", но поклонники порадовали кругозором.

Да и ты сам неплох в культурном отношении. Например, в твоей группе во "ВКонтакте" есть фото разных этнических инструментов. Расскажи о них.

На альбоме они появились случайно. В процессе записи сама собой возникла необходимость именно в варгане, мелодике и rainstick. Они создают определенный настрой в композициях "The Serpent’s Tale" и "Зима".

Скажи, почему у тебя такой разброс интересов: космос и языческие танцы?

В действительности эти интересы имеют между собой намного больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Нет такого языческого культа, в котором не было бы легенд, связанных со звездами.

Последний трек, который ты выпустил – "August 31 (Last Summer Day Mix)". Обложка к нему – аутентичное томское фото. Это место тебя чем-то вдохновило?

В каком-то смысле да. На фото – дом около перекрестка Красноармейский и Учебной. Это место связано с личными воспоминаниями... Этот микс, поименованный последним днем лета – своего рода переосмысление того, что было.

Понятно. Давай перейдем от личного к музыке. Те ремиксы и демо-версии треков, что ты выкладываешь во "ВКонтакте" – это все твое переосмысление? 

В целом, это просто желание поделиться своим творчеством, и в меньшей степени маркетинговый ход. Демо-версии есть почти у каждой композиции, и в процессе записи приходит в голову какой-то другой ход или новая партия. И тебе эта композиция нравится и в первом варианте по  сравнению с той, что уже сведена. Или же демоверсия в общую концепцию альбома не может быть включена, а представить слушателям хочется все красивые варианты.

С такими творческими амбициями ты планировал издаваться на каком-нибудь лейбле, как, например, это сделал наш бывший томич S.P.U.L.?

Конечно, лейбл это намного интереснее, чем просто выкладывать музыку в соцсетях. Просто еще нужно время для этого всего. Основная работа отнимает очень много времени. И не меньше времени занимает творчество. Если бы изначально был доход только от музыки – я бы занимался, естественно, исключительно ею.

Да, это основная проблема провинциальных музыкантов в России. Скажи, чем обусловлена резкая смена твоих творческих тем?

По меньшей мере, неинтересно, когда из альбома в альбом один и тот же набор звуков, инструментов, да и еще есть строгая жанровая привязка. Есть много идей, и нет желания загонять их в конкретные стилистические рамки. Не исключено, что на следующем альбоме будут присутствовать элементы black metal или jazz. Эксперименты – абсолютно невозможно контролировать.

Тогда расскажи о своих планах на будущее?

Мои планы на будущее… Идеальное занятие музыкой – это когда ничто не отвлекает от творческого процесса. И без необходимости дополнительно зарабатывать немузыкальным образом. Что касается конкретных планов, то оформить концепцию «живых» выступлений. Также не исключено, что в этом году свет увидит еще один альбом. Уже есть достаточно много нового материала.

Источник - мой блог на сайте город.томск.ру
Фото - сообщество музыканта во ВКонтакте

(с) Тома Сандерс 2016 
 

Комментарии